Когда-то простой механический замок выполнял одну-единственную функцию – запирал дверь. Современные замки многофункциональны, а гостиничные, в особенности. В последнее время предпочтение отдается специализированным гостиничным системам электронных замков.
Основная особенность гостиничных систем электронных замков в том, что они изначально проектировались для применения в гостиницах и способны реализовать множество специализированных функций.
Гостиничные системы электронных замков включают:
центральный компьютер (или сеть) с программным обеспечением, энкодер для программирования карточек, устройство для программирования и считывания информации с замка, автономный электронный замок (с собственным источником питания — батареей) и считыватели с сохранением в памяти замка от 100 до 2000 событий. Все замки имеют функцию «Антипаника», т.е. изнутри дверь никогда не заперта и стоит только подойти и нажать ручку замка и защелка откроет дверь.
Некоторые модели замков имеют и обычную личинку — механический запорный механизм. Экстренное отпирание производится механическим ключом.
Функции системы можно условно разделить на два типа: удовлетворение интересов гостей и потребностей гостиницы.
К первому типу можно отнести такие функции, как надежное запирание дверей, работа по принципу «новый гость — новый ключ», четкое разграничение гостей и персонала отеля, различные варианты работы гостиничного номера и гостиницы вообще. Например, возможность поселения в номере нескольких гостей, регистрирующихся и выписывающихся одновременно или с разными датами регистрации и выписки; сдача гостю нескольких номеров с выдачей одного ключа-карты; использование гостевого ключа-карточки для доступа в разные помещения – сауну, фитнес-зал, конференц-зал и т.д., а также для оплаты услуг или товаров внутри отеля. Однако возможности гостиничных систем электронных замков гораздо шире, что значительно облегчает работу персонала и помогает отелю экономить средства. Способность замка запоминать «проходы» или «события» позволяет в случае возникновения конфликтных ситуаций четко определить, кто был в номере и когда, каким ключом-картой был открыт номер, кто этот ключ выдал и на какой срок. Эти сведения помогут найти виновного или, наоборот, доказать невиновность.
Электронные замки помогают уменьшить расход электроэнергии в номерах посредством установки внутри номера у входной двери энергосберегающего устройства.
Энергосберегающее устройство представляет из себя «кармашек», в который гость при входе в номер должен поместить свою ключ-карту — тогда замыкается электрическая цепь, и на все устройства в номере подается электроэнергия. В остальное время, когда гостя нет в номере, электричество на некоторые приборы не подается вообще (например, на телевизор). Гости с такими выключателями уже не смогут оставить в номере включенный свет или электроприборы.
Устройство имеет задержку времени 15 секунд, т.е. после того как из «кармашка» вынута карта, свет в номере продолжает гореть еще 15 секунд. Устройство имеет 2 светодиода, чтобы его легко можно было найти в темноте.
Гибкость систем позволяет, например горничной, одним ключом-карточкой открывать все номера, закрепленные за ней, и, кроме того, специальные помещения типа бельевых комнат и т.д. Доступ может быть ограничен по времени.
Кроме сохранения событий в каждом замке, система запоминает все действия по выдаче ключей-карточек и все другие операции, выполняемые на комплексе управления – с сохранением в памяти как самого события, так и имени оператора, его производившего.
Системы электронных замков легко интегрируются с другими комплексами, например управления отелем (PMS — системами), что позволяет автоматизировать весь цикл по работы гостем, когда с одного компьютера проводится полный комплекс работ, начиная от бронирования номера и заканчивая выдачей ключа-карточки, расчетом за проживание и пользование телефоном и т.д.
Еще одно немаловажное достоинство гостиничных систем – экономия средств. Подавляющее большинство систем работают на картах с магнитной полосой в качестве ключа и строятся на основе «автономности» электронных замков. Карты с магнитной полосой являются наиболее экономически выгодным вариантом электронного ключа. Стоимость «стандартных» карт, поставляемых производителями систем замков, не выше 5-6 рублей. Благодаря стандартизации таких карт не существует никаких проблем при заказе карточек с логотипом или фотографией отеля, с указанием контактной информации – прекрасная реклама. При этом стоимость пластиковой карты не превышает 20-25 рублей. Поэтому очень часто в отелях при выписке гостя не просят вернуть карту (хотя при желании любая карта может быть перезаписана любое количество раз).
Рост требований к безопасности и комфорту использования электронных замков привели к тому, что почти все производители гостиничных систем уже предлагают своим клиентам новые комплексы, где, помимо карт с магнитной полосой, используются также карты с внедренным чипом (смарт-карты). Этот тип электронного ключа обладает гораздо большей информативной емкостью, и такие карты значительно труднее скопировать или подделать. Также становятся популярными системы, одновременно использующие магнитные карты (для гостей) и смарт-карты (для персонала и VIP-гостей).
Автономность замков определяет простоту монтажа и запуска систем, их независимую устойчивую работу, низкую стоимость сервисного обслуживания, которое, как правило, обеспечивает фирма-поставщик. На российском рынке представлена продукция всех самых известных производителей электронных замков для отелей. Можно назвать три основные компании, занимающиеся поставкой и установкой гостиничных электронных систем безопасности. Это компания «Норвек» — оборудование VingCard, представительство норвежской фирмы VingCard A.S., «Интеротель Лтд» — дистрибьютер компании Onity (Испания), Торговый Дом «Кон» – эксклюзивный дистрибьютер фирмы TimeLox, Швеция.
Ориентировочная стоимость оборудования и монтажных работ на один номер 15 000-25 000 руб.
Для более точного расчета необходима следующая информация:
1. Стройготовность гостиницы.
2. Энергосбережение в номерах (только новое строительство).
3. Установка замков в существующие или новые двери.
4. Требования от программного обеспечения для управления номерным фондом (контроль заселенности номерного фонда, информация о нахождении гостя или обслуживающего персонала в номере, продление проживания гостя в номере и т.д.).
5. Этажность здания.
6. Количество номеров.
7. Количество ключей на каждый номер.
8. Заполненный опросный лист по дверям.